Оглавление
Строительство на новых землях Москвы
Город Москва расширяется, этот процесс естественный и идет с момента основания города в 1147 году.
История расширения города
Изначально, Москва была в границах Кремля, который был построен из дерева на слиянии рек Москва и Неглинка.
Потом границы Москвы расширились до каменного белого города, остатки каменной стены сохранились в районе Китай –Города.
Следующей границей Москвы было Бульварное Кольцо, затем “земляной город” – Земляной Вал, или нынешнее Садовое Кольцо.
Потом Москва расширилась по границ Крестьянской Абельмановской Заставы, Рогожского Вала и т.д.
Границы Москвы до войны
Согласно “сталинского” Генплана Москвы 1935 года, границы Москвы были еще больше расширены. И если бы не кровопролитная Великая Отечественная Война, унесшая миллионы жизней, то Москве стало бы тесно в новых границах уже к 50-м годам.
Но границы города всё же не государственные, они условны и их никто не охраняет. Для жителей Москвы важно другое: плотность застройки и её высотность.
Знаменитые “сталинские” высотки были и остаются украшением города, хотя на фоне Москвы того времени они выглядели непривычно и чужеродно.
Давайте посмотрим какой была Москва до войны: это был зеленый, цветущий город больше похожий на пригород. Москва утопала в зелени садов, дворы и переулки не имели не то что асфальта, но и твердого покрытия.
Вот фотография дома в Замоскворечье, как считает сайт oldmos. ru (кстати – замечательный проект) это фото 1985 года! Это первое попавшееся фото старой Москвы которое я нашел. Я родился в Замоскворечье, но уже забыл, что даже в 1985 году там было столько зелени!
Москва была комфортным местом для жизни людей. Машин было мало, зелени много, плотность и этажность застройки низкая.
В других городах, даже таких древних как Рим, удалось сохранить не только старинные здания и малые архитектурные формы (памятники, фонтаны).
Но и плотность застройки там осталась такой как была сотни лет. В Риме много зелени до сих пор, поэтому там комфортно жителям и туристам.
Москва «не резиновая»? Большая плотность населения — это проблема!
Что случилось с Москвой? Почему сейчас от сюда бегут за город все у кого есть на это средства и возможность? И куда бежать горожанину? Классического малоэтажного и зеленого пригорода у Москвы уже тоже нет.
Не осталось почти даже очаровательных “стародачных” мест, всё застроено и застраивается многоэтажными типовыми домами. В ближнем Подмосковье жить также не комфортно как в Москве. Остались ещё “оазисы” – но их застройка вопрос ближайшего будущего.
В Подмосковье идет уплотнение застройки еще более жесткое чем в Москве в прошлые годы.
Печально известная москвичам “точечная застройка” идет полным ходом в Химкинском, Красногорском, Люберецком, Мытищинском районе. В Королеве, Юбилейном, Сходне и других Подмосковных городах идет снос частных малоэтажных домов и дач и очень плотное строительство жилых многоэтажек.
Причины плотной застройки. Кто виноват?
Дома “лепят” друг на друга с согласия местных властей и архитекторов. А главное, с согласия готовых платить за квартиры в таких домах людей.
Человеческая жадность не знает границ, и строят то, что покупают. Есть спрос – будет предложение. У местных властей есть “формальная” обязанность следить за застройкой своих городов и поселков, чтобы жителям было комфортно.
Но по настоящему следить за своим городом или селом может только хозяин. Наши чиновники – временщики. Они находятся у власти, как правило до “посадки” за воровство и коррупцию.
Стимул местного чиновника не удобство жизни и процветание своих односельчан или горожан, процветание своего города, а личное обогащение.
К сожалению, даже благоустройство наших районов и городов имеет первопричину – желание постоянного “освоения” средств.
В России много земли, в Московской области свободной земли мало – но она есть. Много частной земли, как правило сельхоз назначения. Почему бы не строить на ней, образуя новые населенные пункты и расширяя старые?
Частной землей чиновники распоряжаются только в частном порядке (если она принадлежит лично им, что не редкость). А муниципальной землей, внутри городских и сельских поселений, чиновники распоряжаются на законных основаниях.
Тем более, на землях поселений строить многоэтажные дома юридически проще, а сельхоз землю нужно переводить в другую категорию. Это значит делится с другими чиновниками уровня Области. Построить дачи – это пожалуйста.
Теперь вернемся к расширению Москвы.
Почему Москву расширили так непропорционально? Что за грыжа? Это первое, что приходит в голову глядя на карту Новой Москвы.
Но решение это дальновидное и правильное (как ни странно). Земля здесь не сильно застроена, городов мало, а те что есть в Новую Москву не попадут. Это часть Подольска, западнее Варшавского шоссе, Климовск, Апрелевка и т.д. Частью Новой Москвы станет только наукоград Троицк.
Главный вопрос:
Какой будет застройка “Новой Москвы”?
Власти Москвы обещают учесть все градостроительные ошибки прошлого (о которых мы говорили выше). Построить “город – сад” со вдвое меньшей плотностью застройки и меньшей этажностью.
Как сказал Ресин “посмотрите на Куркино”. То есть будет такое большое “Куркино” – дома разной этажности, таунхаусы и немного коттеджей. В целом – неплохо. Очень похоже на ранний проект застройки Калужского шоссе компании “Масштаб”.
Но есть вопросы. Центром Москвы после её расширения станет Ясенево. В Ясенево, после строительства соседнего района Бутово (население которого 1,2 млн. человек) транспортная ситуация близка к коллапсу.
Выезд из Бутово на МКАД не имеет продолжения в Москве. То есть выехать можно только на МКАД, а уже оттуда через Ясенево в “Старую Москву”. Можно выехать на Варшавское шоссе, но там много светофоров и оно в часы пик тоже стоит.
Если даже из Бутово доехать до “остальной Москвы” внутрь МКАД сейчас очень сложно, как быть после строительства “Новой Москвы”?
Расширить Калужское шоссе немного можно, но дальше оно переходит в Профсоюзную улицу, которая очень плотно застроена. Причем участок Профсоюзной от МКАД до Новых Черемушек был подвергнут “точечной” застройке вдоль красной линии совсем недавно. Теперь расширить её невозможно.
Варшавское шоссе реконструировать и расширить можно. Но нужно построить много развязок, чтобы убрать светофоры.
И тем не менее, Ясенево – это “бутылочное горлышко” Новой Москвы. Чтобы изменить структуру Москвы с кольцевой на линейную (как в Нью Йорке), как хотят власти Москвы. Нужно сделать большое количество прямолинейных магистралей (Авеню) и пересекающих их улиц (Стрит).
Такая “правильная” прямоугольная планировка в Москве уже есть на Юго-западе. Район МГУ, Ленинский проспект, Проспект Вернадского, Профсоюзная улица. И пересекающие их Ломоносовский проспект, Университетский проспект, улица Косыгина.
Карта Новой Москвы
Давайте попробуем нарисовать “правильную”, прямоугольную Новую Москву на карте:
Как видно на карте, если будут построены новые трассы (именно современные скоростные трассы) по направлению из “новой” Москвы в “старую”. По отношению к старой Москве – это будут хорды. Но ходы идущие под другим углом, не таким как на Генплане Москвы 2025 года.
Для строительства этих трасс найти место в плотной застройке ближнего Подмосковья довольно сложно, но нужно искать.
А не проще ли все же объединить два региона Москву и Московскую область и решать транспортные и другие вопросы сообща?
Статья подготовлена аналитическим отделом строительной компании AurumV.
Продолжение темы застройки “Новой Москвы” в следующей статье: строительство в Москве в 2012 году